Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 23.05.2018
флаггербГород СвободныйУправление образования администрации города Свободного
Включить версию для слабовидящих "Горячая линия" по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях тел.5-23-94, 3-42-99 "Телефон  доверия"  для  детей,  подростков  и  родителей  5-88-25,   Всероссийский   "Телефон   доверия"   8-800-200-01-22
Меню сайта
Наш опрос
Будете ли Вы учавствовать в акции "Тотальный диктант-2018" 14.04.2018
Всего ответов: 22
12 декабря
Учеба

Тревожные дети
Необходимо различать два понятия "тревожность" и "тревога".
Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым интенсивным переживаниям.
Тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Помимо физиологических, существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др. Состояние тревоги не всегда можно расценивать как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователя, человек развивает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии, в связи с этим различают:
· мобилизующую тревогу (которая дает дополнительный импульс человеку);
· расслабляющую (которая его парализует).
Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще, во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.Единичные, т.е. часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название "тревожность". При этом следует четко разграничивать термины "тревога" и "страх". Тревога состоит из множества эмоций, одной из которых является страх. Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в тревожном переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и обида и т.д. Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, поэтому каждому возрасту присущи, так называемые, "возрастные страхи". Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причем, они носят, как правило, конкретный характер.
Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует о наличии тревожности в характере ребенка, что может помешать гармоничному развитию ребенка. Многие родители, узнав о возникновении у детей каких - либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то и другое может только способствовать усилению страха. А большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только тревогу, но и агрессию, а иногда и то и другое. Чаще всего тревожность развивается тогда, когда к ребенку предъявляются:
· унижающие ребенка требования или требования, которые ставят его в зависимое положение;
· противоречивые требования;
· завышенные требования.
Иногда завышенные требования связаны с неудовлетворенностью родителей своим положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке. Существуют и другие причины завышенных требований. Например, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде "неудачника", заставляют того работать сверх меры.Также нередки случаи, когда родители сами являются высокотревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей, лишен возможности учиться на собственных ошибках. Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает "опускать руки", сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким, образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.
Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками. Как правило, родители тревожных детей сами бывают, как уже говорилось выше, высокотревожными, в связи с чем, имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями. Таким родителям можно посоветовать заняться собственным самовоспитанием.
Чем можно помочь ребенку в условиях семьи:
· Повышать самооценку ребенка - необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых, дома, в детском саду или в классе.
· Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение "глаза в глаза" вселяет чувство доверия в душу ребенку.
· Чаще беседовать с ребенком на различные темы.
Нельзя!!! Сравнивать результаты ребенка с результатами более успешного ребенка. Если все-таки вы хотите провести сравнение то это можно сделать только с его собственными результатами, которых он достиг вчера, неделю назад и т.п.

Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений.
Эмоциональное состояние тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица, шеи, рук и т.д. Чтобы помочь детям снизить напряжение - и мышечное и эмоциональное - необходимо научить их выполнять релаксационные упражнения, играть в различные игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком (рисование на спине букв, различных рисунков и угадывание их). Очень полезными являются игры с песком, глиной, водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками). Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствует мышечному расслаблению. Ниже приводится игра и упражнение по снятию напряжения.

Игра "ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК"
Игра способствует снятию мышечного напряжения, развитию тактильных ощущений (может заменить массаж). Взрослый говорит ребенку следующее: "Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо". И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. "Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце "ласковым" мелком? И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. "Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим "ласковым" хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?" После окончания игры взрослый нежными движениями руки "стирает" все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

Релаксационное упражнение.
Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку. Это упражнение можно проводить перед дневным или ночным сном ребенка, для снятия накопившейся усталости и напряжения. Пробуждение ребенка тоже можно встретить стишком.

Реснички опускаются… глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем (2 р.), сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко. Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают… Отдыхают засыпают (2 р.)
Шея не напряжена и расслаблена…
Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется (2 р.)
Дышится легко… ровно… глубоко…

Длительная пауза…
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Глазки открыть и встать.


Подобные упражнения приводятся в книгах:
1.Фопель К. "Чтобы дети были счастливы", 2005.
2.Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников, 2006.
3.Чистякова М.И. Психогимнастика.
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Быстрый переход
Статистика
Страницы сайта адаптированы на разрешение 1024х768. Фотографии, размещенные на сайте, сделаны «любительски»
Включить версию для слабовидящих
Администратор сайта Карпанюк Михаил Васильевич, тел.3-45-25, mailto:uoags@mail.ru, ICQ:484334734
Сайт управляется системой uCoz